Певчие птицы,
возможно, способны обучиться основам простейшей грамматики. До сих пор
считалось, что на такое способен только человек, утверждают в
Калифорнийском университете. Сотрудники Московского зоопарка
категорически не согласны с коллегами; по их мнению, в эксперимент
закралась методологическая ошибка.
Певчие
птицы способны обучиться основам простейшей грамматики. По крайней
мере, так утверждает психолог Тим Гентнер из университета в Сан-Диего (Калифорния). По
словам Гентнера, ему потребовалось примерно 15 тыс. уроков, где корм
служил наградой за успехи, чтобы научить скворцов отличать в пении птиц «предложение» от «словосочетания» или других более мелких компонентов трели. Суть эксперимента была такова: перед птицей висели кнопки. При клевании кнопки «а» раздавались различные варианты пения, ранее записанные Гентнером. В некоторых из этих вариаций были только простые «птичьи
фразы», скопированные с оригинала, но между ними попадались и
искусственно смонтированные учеными записи, в середине которых были
сделаны вставки из других «фраз»,
наподобие оборотов в человеческом языке. Узнав фрагмент фразы из
собственного пения, скворец снова должен был снова клюнуть кнопку, за
что получал корм. Более того, иногда скворцы в ответ на записанные
реплики выдавали собственные трели. Из 11 подопытных птиц 9 справлялись с заданием в 90% случаев и лишь две упорно заваливали грамматику.
Гентнер сообщил, что был настолько удивлен и не готов к успеху эксперимента, что даже не записал то, что пели скворцы в ответ. «Возможно, они пели в ответ то же, что и слышали, а может, действительно отвечали», – говорит психолог. Ученый рассказал, что по уровню освоения грамматики скворцы пока уступают его сыновьям двух и девяти месяцев от роду (правда, с тем же успехом можно сказать, что, скажем, улитка уступает в освоении грамматики новорожденному). Двумя
годами ранее коллектив исследователей пробовал обучить грамматике
обезьян-игрунков, но потерпел поражение, что как будто доказывало
теорию знаменитого лингвиста Ноама Хомского, по которой рекурсивная
грамматика – исключительно человеческое открытие, ключевое для
изобретения языка.
Марк Хаузер, автор исследования языка игрунков,
считает, что эксперимент Гентнера ничуть не поколебал теории Хомского.
Даже если скворцов и научили грамматике, то (как и других птиц) их невозможно научить семантике – значению слов. Как пояснила «Газете.Ru» сотрудник Московского зоопарка Наталья Меньшенина, ничего удивительного в результатах ученых нет: птиц учили «фразам»
из речи. Это нормально – так же, как попугаи или вороны учатся словам.
Но вот отвечать на вопросы впопад и осознанно конструировать
предложения птицы не умеют, разве что случайно, если ранее они часто
слышали вместе вопрос и ответ. Поэтому, скорее всего, «птичья
грамматика» по сути может считаться экстраполяцией грамматики
человеческой, заложенной уже в саму методику эксперимента. Ученый ведь
сам разбил на «фразы»
пение и приучил птиц узнавать им же самим сконструированный язык.
Вопрос же о наличии настоящей грамматики у животных пока остается
открытым, считает Меньшенина.
Эврэм Ноэм Чомски, или Аврам Ноам Хомский (родился
7 декабря 1928) — профессор лингвистики Массачусетского
технологического института, автор классификации формальных языков,
называемой иерархией Хомского. Его работы о порождающих грамматиках
внесли значительный вклад в упадок бихевиоризма и содействовали
развитию когнитивных наук.
http://www.gazeta.ru/science/2006/04/27_a_626671.shtml
|